четверг, 8 октября 2009 г.

Античная мутация - как сложились два основных типа социальной организации в мире?


Аудиофрагмет выступление Евгения Ясина в программе "Тектонический сдвиг":




Основа и движущая сила модернизации в истории – череда вызовов и ответов, с которыми сталкиваются общества.
Вызов – нечто мистическое, отмечает Леонид Сергеевич Васильев, зав. кафедрой всеобщей и отечественной истории ГУ-ВШЭ. Осознание вызова – это осознание необходимости меняться, чтобы двигаться дальше. В определенный момент перед обществами открывается окно возможностей, – точка, в которой новации способны дать очень многое, а бездействие чревато застоем и упадком. Одни общества готовы дать адекватный ответ на эти вызовы, другие способны лишь заимствовать найденный первыми ответ, а третьи вообще не замечают вызовов и в результате сходят с исторической сцены.
Возможность успешного ответа на вызов определяется структурой общества, которую Васильев рассматривает в рамках модели «власть-собственность». Первична патерналисткая власть, собственность в такой системе вторична либо отсутствует, но в любом случае ее права ограничены. Принципиально, что в системе нет возможностей для свободного рынка, невозможна буржуазия. Продукты распределяются власть имущими централизованно или, как при феодализме, децентрализованно.
Такая модель практически не допускает модернизации. Чтобы она все-таки произошла, в истории должна была случиться «античная мутация», говорит Васильев. Древние греки и римляне сумели создать «протокапитализм», добились независимости от власти, предложили способы ее эффективного формирования. Ростки античного духа сохранялись на протяжении Средних веков, затем их подхватила европейская буржуазия, выступившая главным агентом модернизации и прямым продолжателем античных традиций. Именно буржуазия, которой не было на Востоке, смогла уловить и развить вызов техники и науки.
Переворот, произошедший в Новое время, был не промышленным, а буржуазным, настаивает Васильев. Ему способствовали условия для развития буржуазии, заложенные еще древними греками. На Востоке не было ни буржуазии, ни античных традиций, – они, считает Васильев, были усвоены только Западом.
Модернизация остального мира была его «вестернизацией», ключевую роль в ней до середины ХХ века играли колонии. Независимые и полунезависимые страны сохраняли модель, при которой власть первична, а собственность – вторична, и поэтому обновлялись гораздо медленнее.
В центре глобальной модернизации находилась Англия – страна-колыбель буржуазии. В ряде колоний метрополия провела не только индустриально-структурные, но и идейно-институциональные реформы. Наиболее удачные плоды такая политика принесла в Индии, культура которой обладала глубокими традициями толерантности. В меньшей степени затронутые колониализмом исламские страны, для которых такая толерантность не была характерна, продвинулись в модернизации гораздо меньше. Но и среди них особо выделяются бывшие владения Соединенного королевства – Малайзия, Пакистан, Египет, подчеркивает Васильев.
Попытка обойтись индустриально-структурными преобразованиями в отрыве от институциональных уже не может быть названа вестернизацией. Такие попытки модернизации в основном приводили к формированию авторитарных режимов.
Россия всегда была государством, где власть первична, а собственность угнетена. Исключение – начало XX века, время недолгого развития буржуазии. Увы, война позволила большевикам захватить власть и создать систему, где власть была тотальна, а собственности не было даже в «оскопленном» виде.
Недавние успехи Китая в экономическом развитии можно объяснить переходной моделью «обновления». Она не является традиционно восточной благодаря восприятию рыночных принципов, но несет в себе отпечаток конфуцианства с его уважением к личности, духом конкуренции и дисциплиной, а также исключительной посюсторонностью. Нынешняя фактически однопартийная модель благодаря ротации и вменяемости руководства позволяет двигаться вперед.




Леонид Сергеевич Васильев и Евгений Григорьевич Ясин

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Хронология императорских династий Китая

Название династии

Период

Столица

Ся

XXI-XVI вв. до н.э.

Аньи (Сясянь, пров. Шаньси)

Шан

XVI-XI вв. до н.э.

Бо (Шанцю, пров. Хэнань)

Чжоу

Западная Чжоу

1066-771 гг. до н.э.

Хаоцзин (Чанъань, пров. Шэньси)

Восточная Чжоу
Эпоха Вёсен и Осеней
Эпоха Воюющих Царств

770-256 гг. до н.э.
722-481 гг. до н.э.
403-221 гг. до н.э.

Лоян (пров. Хэнань)

Цинь

221-206 гг. до н.э.

Сяньян (пров. Шэньси)

Хань

Западная Хань

206 г. до н.э. - 23 г. н.э.

Чанъань (Сиань, пров. Шэньси)

Восточная Хань

25-220

Лоян (пров. Хэнань)

Эпоха Троецарствия

Вэй

220-265

Сюйчан (пров. Хэнань)

Шу

221-263

Чэнду (пров. Сычуань)

У

222-280

Цзянье (Нанкин, пров. Цзянсу)

Западная Цзинь

265-316

Лоян (пров. Хэнань)

Восточная Цзинь
Эпоха Шестнадцати Царств

317-420
304-439

Цзянькан (Нанкин, пров. Цзянсу)

Южные
и
Северные
Династии

Южные
Династии

Сун

420-479

Цзянькан (Нанкин, пров. Цзянсу)

Ци

479-502

Цзянькан (Нанкин, пров. Цзянсу)

Лян

502-557

Цзянькан (Нанкин, пров. Цзянсу)

Чэнь

557-589

Цзянькан (Нанкин, пров. Цзянсу)

Северные
Династии

Северная Вэй

386-534

Шэнлэ (Хэлингээр, авт. р-н Внутренняя Монголия)

Восточная Вэй
Северная Ци

534-550
550-577

Е (Аньян, пров. Хэнань)
Е (Аньян, пров. Хэнань
)

Западная Вэй
Северная Чжоу

535-557
557-581

Чанъань (Сиань, пров. Шэньси)
Чанъань (Сиань, пров
. Шэньси)

Суй

581-618

Чанъань (Сиань, пров. Шэньси)

Тан

618-907

Чанъань (Сиань, пров. Шэньси)

Эпоха Пяти Династий
Эпоха Десяти Царств

907-960
902-979

Лоян (пров. Хэнань)
Бяньлян (Кайфэн, пров. Хэнань)

Сун

Северная Сун

960-1127

Бяньлян (Кайфэн, пров. Хэнань)

Южная Сун

1127-1279

Линьань (Ханчжоу, пров. Чжэцзян)

Ляо

907-1125

Линьхуан (Балиньцзоци, авт. р-н Внутренняя Монголия)

Восточная Ся

1032-1227

Синцин (Иньчуань, авт. р-н Нинся-Хуэй)

Цзинь

1115-1234

Хуэйнин (Ачэн, пров. Хэйлунцзян)

Юань

1279-1368

Яньцзин (Пекин)

Мин

1368-1644

Пекин

Цин

1644-1911

Пекин